Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ V

О. Э. Душин

ПЛАТОН И ГЕГЕЛЬ: ИСТОК И ИСХОД
ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕТАФИЗИКИ

В истории европейской метафизики система Платона приобрела значение первоначального истока, определившего всю последующую судьбу философствования, задав основную проблематику размышлений. Космологическая теория Платона, изложенная в фундаментальном диалоге «Тимей», одном из немногих известных в средние века, утверждает, что Демиург сотворил космический порядок Вселенной из первичного хаоса на основе незыблемого мира идей, божественных первообразов. Согласно Платону, философское умозрение убеждает в присутствии божественного Творца, создавшего космос в его превосходном совершенстве и полноте из подобного материала — вещества. Таким образом, мир разделяется на подлинное идейно-эйдетическое бытие и «темное» начало материи, а человек раздваивается между высшим духовным измерением и низшим телесным существованием. Истинная жизнь связывается с постижением божественных идей-первообразов, а телесное становится ущербным и превратным, ведущим лишь к неполноценным ощущениям, представлениям и мнениям. Мудрецом становится только тот, кто умирает для этого мира, кто обращен исключительно к постижению божественного Блага, всякая привязанность к телесным наслаждениям выступает в качестве отклонения от добродетели. Приверженность миру идей, занятие философией очищают душу и готовят ее к небесному блаженству после телесной смерти в самой совершенной сфере вне-земного существования. Только душам философов доступна данная высшая сфера, приближающая к постижению божественного в непосредственном слиянии и восприятии. Такая «естественная теология» Платона подготовила почву для последующего утверждения христианства и объединения средневекового богословия с античным неоплатонизмом в целостную традицию европейской метафизики. Вся дальнейшая история философии развертывалась в перспективе данного основополагающего истока.

Гегель, напротив, создает систему философии, которая «снимает» всю проблематику предшествующей метафизики. Он преобразует философию в логику, утверждая, что его логика относится не к форме мысли, а является диалектической, отражающей развитие самого бытия. Он стремился создать такую систему понятий, которая охватывала бы бытие в его высшем значении, т.е. в качестве логики Абсолютного Духа. Поэтому Гегель писал: «Моя логика не что иное, как структура Божества до того, как он начал творить мир». Таким образом, этот выдающийся немецкий философ пытался разрешить основную проблему традиционной метафизики: постичь план Божественного мира ех nihilo.

Основополагающая посылка Гегеля в «Науке логики» состоит в том, что мысль определяет бытие, бытие отвечает перед мыслью, бытие должно соответствовать мысли. С позиции мышления вопрос о том, как определить бытие в его собственном существе является никчемным и пустым, а значит суть бытия для мысли предстает в качестве Ничто. Тогда, что бы мы не помыслили, все оказывается истинным и соответствует логике бытия, ибо бытие для мысли — это Ничто. Иными словами, Гегель снимает проблему бытия в ее традиционно-метафизической форме, удваивающей мир. Отсюда, главная тема для последующей философии: почему здесь есть нечто, а не Ничто? Сам Гегель отвечал на этот вопрос таким образом: «Истина бытия и ничто — это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становления». Бытие и Ничто — эти абсолютные понятия разрешаются в новом диалектическом единстве — в становлении, в историческом развитии, в процессе. Гегель указывал, что «время выступает как судьба и необходимость духа». Историчность становится господствующим принципом философствования и всей европейской культуры. Таким образом, традиционная метафизика исчерпала себя, ибо абсолютные идеи и понятия утратили свое вечное значение, став временными и переходящими. Истиной бытия выступает время, история. Перед философией возникает важная проблема собственной само-идентификации. Если традиционный предмет философской рефлексии — бытие в его вечном значении неких высших и само-сущих идей — исчерпан в гигантском проекте научно-диалектической логики Абсолютного Духа, то что же должно стать проблемой философских спекуляций и имеет ли смысл философствование как таковое в этом мире изменчивости и временного потока. Философия в своем исходе переходит в критику метафизики и обретает новое поле размышлений. «Небесные» идеалы христианско-платонических традиций элиминируются и философия обращается к земной жизни человека. Уже Л. Фейербах призывает вернуться к изучению конкретных отношений людей и отказаться от абстрактного понимания природы человека. К. Маркс, развертывая свое материалистическое понимание истории, объявил всю предшествующую философию «превращенной формой сознания» и разновидностью «идеологии» и провозгласил главной целью философии создание политической теории практического преобразования мира, отвечающей идеи социального прогресса и «всемирно-исторической миссии пролетариата». Родоначальник позитивизма Огюст Конт подчиняет философию росту научного знания, она становится методологией и обобщением научных достижений и открытий. В религиозном экзистенциализме С. Къеркегора философия обращается к проблемам уникального человеческого существования, к «субъективной диалектике» становления сознания индивида. Практически данные ключевые направления философии девятнадцатого века приобрели значение неоклассических для формирования последующих путей философии Запада.

Но, совершив «поворот» от традиционной метафизики, философия так и не смогла изжить неизбывную тягу человеческого существа к осмыслению собственного бытия в его подлинно-всеобщем значении, к постижению оснований его существования, его стремления к метафизическим размышлениям, к актам трансцендирования.


Душин Олег Эрнестович — канд. филос. наук

© СМУ, 2007 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ