Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Слободковский Сергей Владимирович
магистрант, Русская христианская гуманитарная академия

Кратер Платона*

В докладе представлена интерпретация платоновского мифа из седьмой книги государства. Пещера рассматривается как кратер (сосуд для смешивания вина). Анализируется отношение между данным мифом и другими диалогами Платона, в которых также фигурируют разного рода посуда, которая имеет философскую значимость. В качестве примера таких диалогов можно привести «Тимей» и «Пир».

Ключевые слова: Платон, «Государство», миф о пещере, философский миф, символ

Sergey Slobodkovsky
MA student, Russian Christian Academy for Humanities, St Petersburg

Plato’s krater

The report presents the interpretation of the Plato´s myth from the Book VII of the Republic. The cave is considered as a krater (a vessel for wine mixing). It is analysed the relationship between this myth and other Plato´s dialogues, in which various types of dishes also have philosophical significance. “Timaeus” and “Symposion” are examples of such dialogues.

Keywords: Plato, Republic, myth of the cave, philosophical myth, symbol


Диалоги «Тимей» и «Пир» достаточно различны по своей проблематике. Если «Тимей» можно понимать как натурфилософский диалог, то по отношению к «Пиру» такая интерпретация не столь очевидна. Но некий общий «элемент» присутствует в обоих текстах, который позволяет рассматривать их в общей связке. Этим элементом является сосуд для смешения, или кратер. Платоновский «Пир» наполнен различного вида образами связанными сосудами для вина, аллегориями переливания мудрости от одного участника пира другому. Сам кратер является хоть и не первостепенной, но обязательной фигурой, как данного диалога, так и любого пира, поскольку именно в нём происходило столь необходимое смешение вина и воды. В «Тимее» сосуд для смешения оказывается в ведение демиурга, который в нём путём смешения порождает различные элементы космоса. Если рассматривать чашу для смешения как часть философской игры Платона, можно предположить, что кратер в данных текстах служит опосредованным зачином сути диалога. В этом смысле, пещера Платона, понятая как кратер, на котором изображен миф, повествующий о необходимости стремления к истине, позволяет увидеть общую параллель между этими тремя фрагментами.


*  Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01168, Санкт-Петербургский государственный университет).

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ