ПЛАТОН
ЗАКОНЫ
КНИГИ:
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
Афинянин. Дорогой Клиний, лишь небольшая часть исключительных по своей
природе людей, получивших превосходное воспитание, может держать себя в
надлежащих границах, когда сталкивается с какими-нибудь нуждами и вожделениями.
Люди эти могут оставаться трезвыми, когда представляется возможность добыть
много денег, могут предпочесть умеренное многому. Огромное большинство людей
поступается как раз наоборот: их желания неумеренны, и, хотя возможно извлекать
умеренную прибыль, они предпочитают быть
ненасытными. Вот почему находятся на плохом счету и признаются чрезвычайно
постыдными занятия мелкого торговца, крупного купца и содержателя гостиницы.
...Содержатели гостиниц ради мелкой торговли строят свои жилища в пустынных
местах, где скрещиваются много дальних дорог; здесь они дают желанный приют
нуждающимся в нем путникам, доставляют им теплый и безмятежный кров... Но после
содержатель гостиницы вовсе не считает, что он принял своих друзей и оделил их
дружескими подарками; нет, он относится к ним как к попавшим в плен врагам и
отпускает их на волю лишь за огромный неправедный и грязный выкуп. Вот такие-то
бесчинства во всех этих делах и являются причиной того, что подобные занятия
правильно бывают на плохом счету, хотя они должны были бы помогать людям в
затруднительных положениях. Так вот и для этого, как всегда, законодателю надо
приготовить лекарство.
Впрочем, давно уже сказано, что трудно сражаться сразу с двумя, да вдобавок
еще противоположными бедами, как это бывает при болезнях и во многих других
случаях. И теперь нам предстоит сражаться
с двумя противниками: бедностью и богатством. Богатство развратило душу людей
роскошью, бедность их вскормила страданием и
довела до бесстыдства.
Друзья, сегодня вы здесь, а завтра вас здесь не будет. Вам нелегко
разобраться сейчас в вашем имущественном положении, да и в самих себе (Как
советует Пифийская надпись). И вот я как законодатель устанавливаю: вы не
принадлежите самим себе и это имущество не принадлежит вам. Оно – собственность
всего вашего рода, как его предшественников, так и последующих поколений; более
того, весь ваш род и имущество – это собственность государства. ...Я установлю
законы, приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему
роду в целом. Этой цели я справедливо подчиню интересы каждого отдельного
человека. А вы благосклонно и внимательно следуйте тем путем, который свойствен
человеческой природе. Нашей же задачей будет позаботиться о
прочих ваших делах, что мы и сделаем по мере
возможности с величайшей тщательностью, ничего не
упуская из виду.
Не скроем тягостной стороны таких законов... По-видимому здесь упускается из
виду, что среди людей подобные требования встретят тысячи препятствий; им не
захотят повиноваться, скорее соглашаясь подвергнуться чему угодно, чем вступить
в брак против воли, в особенности с лицами больными или увечными телесно или
духовно. Возможно, некоторым покажется, будто законодатель совсем не взвесил
этого. Но это предположение неверно. Итак, в защиту законодателя и тех людей,
кому он дает законы, надо предпослать, пожалуй, некое общее вступление и
обратиться к подвластным с просьбой извинить законодателя, если он в своих
заботах об общем благе не всегда вместе с тем сможет устранить личные несчастья,
случающиеся с каждым из граждан.