Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Русинова Людмила Андреевна
студент, Русская христианская гуманитарная академия

Гендерный аспект платоновской теории идей

Рассмотрение платоновской теории идей с гендерной точки зрения на примере диалогов «Пир», «Государство», «Теэтет» и «Федр». В чем заключается феминность сократовского метода? Почему выразителем главной мудрости диалога «Пир» становится женщина? Как метафора беременности и родов связана с воспроизведением знания?

Ключевые слова: античность, Платон, гендер, феминность, маскулинность, майевтика, Сократ, Диотима

Ludmila Rusinova
student, Russian Christian Academy for Humanities, St Petersburg

The gender aspect of Plato’s theory of ideas

This research deals with Plato’s theory of ideas from a gender perspective, by the example of the dialogues «Republic», «Symposium», «Theaetetus», «Phaedrus». What does the femininity of the Socratic method consist of? Why it the woman who is the mouthpiece for main meaning of the dialogue «Symposium»? How is the metaphor of pregnancy and childbirth linked to the reproduction of knowledge?

Keywords: antiquity, Plato, gender, femininity, masculinity, maieutics, Socrates, Diotima


В настоящее время актуальность гендерных исследований становится все более очевидна. Ведущая свою историю лишь с начала прошлого века, гендерная философия с каждым годом привлекает новых и новых ученых. Наше исследование посвящено гендерному аспекту платоновской теории идей. На примерах диалогов «Пир», «Государство», «Теэтет» и «Федр» мы попытаемся проследить за ее феминной основой.

Любовь, разбираемая, прежде всего, в диалоге «Пир» есть стремление к бессмертию. Осуществить такое стремление можно только через рождение. Рождение не физическое — произведение на свет потомства, но рождение иного рода — создание идей.

Само по себе рождение, как соответствующий акт — действие, несомненно, феминное. Беременность, вынашивание ребенка и роды — функции присущие женщине. Платон же это традиционно и очевидно феминное качество делает едва ли не центральным пунктом всей своей философии.

В диалоге «Пир» носителем главной мудрости становится пророчица по имени Диотима. Само по себе использование женщины, как субъекта и выразителя мысли уже является нетипичным для античной, да и более поздней, философии. В Платоновском же диалоге, женщина не только получает возможность высказаться, пусть и устами Сократа, но и становится выразителем глубочайшей мудрости, перед которой преклоняется не только учитель Платона, но и все участники симпосиума. Более того, Диотима преподносится, как учитель Сократа.

Несомненно, гендер Диотимы имеет особое значение для артикулируемой ей эротической доктрины. В частности, она вводит в повествование беспрецедентный и однозначно феминный образ мужской беременности. В формулировке Диотимы, мужчины становятся беременными, испытывают родовые муки, рожают потомство, и вскармливают детей — идеи.

В ее споре с Сократом, утверждающим, что любовь это тяга к обладанию прекрасным, за мыслителем остается роль защитника «маскулинной» любви, в то время как Диотима, постулирует любовь «феминную». Если для Сократа любовь, в традиционном мужском понимании является жаждой обладания (обладания благом, прекрасным), то для пророчицы любовь — стремление произвести что-то на свет. Ее любовь — это любовь отдающая, а не овладевающая.

Тем не менее, эротическая доктрина, озвучиваемая Диотимой, касается не сколько гетеросексуальной любви, в которой продолжение рода является традиционным результатом акта реализации влечения. Напротив, ее учение касается гомосексуальной любви, которая ведет к разрешению не от физического, а от, куда более ценного, интеллектуального, духовного бремени. Это, кстати говоря, перекликается и с речью Аристофана, утверждавшего, что мужчины, стремящиеся в любви к мужчинам: «самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные» (Пир 192 а).

Мужчина в такой концепции перестает быть носителем маскулинной, жаждущей обладания любви, но, примеряя на себя феминные качества, превращается в творца и соприкасается с бессмертием.

Понимание интеллектуальной деятельности в метафорах зачатия, вынашивания и родов встречается не только в диалоге «Пир». Похожую мысль мы находим и в «Государстве», где человек, с рождения беременный жаждой к знанию, вынужден бесконечно искать подлинное бытие, чтобы разродиться от бремени. В «Федре» метафора беременности объединена с метафорой пробивающихся крыльев. А в «Теэтете» же, Сократ, путем майевтики помогает душе молодого математика разродиться от бремени. Тут же учитель Платона проводит прямую параллель между своим методом и ремеслом повитухи.

Таким образом, в центре Платоновской теории идей стоит феминная по своей сути метафора беременности, вынашивания и родов. Человек, от рождения беременный идеей, вынашивает ее всю жизнь и, соприкоснувшись с прекрасным, воспроизводит на свет, получая, при помощи своего плода, доступ к бессмертию, которое является конечной целью любви. Любовь двух людей, при такой концепции перестает быть иерархичной (что было традиционным для Древней Греции) обретая лик равенства и взаимности. Сократовский же метод — майевтика связан метафорой беременности, вынашивания и родов напрямую. Учитель Платона, примеряя на себя традиционно женскую роль повитухи, помогает собеседникам разродиться от бремени идеи.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ