Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Чернаткин Иван Иванович1, Тоноян Лариса Грачиковна2
1 магистр, Институт философии СПбГУ
2 к. филос. н., доцент, доцент, Институт философии СПбГУ

Платоновские идеи в работе В. Н. Карпова «Систематическое изложение логики»*

В докладе рассматриваются логические труды известного переводчика диалогов Платона на русский язык В. Н. Карпова (1798–1867) и влияние платонизма на изложение им логических проблем.

Ключевые слова: В. Н. Карпов, Санкт-Петербургская Духовная академия, философия В. Н. Карпова, влияние платонизма на философию В. Н. Карпова

Ivan Chernatkin1, Larisa Tonoyan2
1 MA, St Petersburg State University, Institute of Philosophy
2 CSc in Philosophy, associate professor, St Petersburg State University, Institute of Philosophy

Plato’s ideas in the scientific work of V. N. Karpov’s Systematic exposition of logic

The report examines the logical works of well-known translator of Plato’s dialogues into Russian language by V. N. Karpov (1798–1867) and the influence of Platonism on the statement of a logical problem.

Keywords: V. N. Karpov, St.-Petersburg Theological Academy, philosophy of V. N. Karpov, the influence of Platonism on the philosophy of V. N. Karpov


О Василии Николаевиче Карпове (1798–1867) говорят, в первую очередь, как о переводчике и комментаторе «Диалогов» Платона. В. Н. Карпов, закончив Киевскую Духовную Академию, преподавал в ней классические и иностранные языки, а позже — философию, активный интерес к которой проявил, слушая лекции прот. И. Я. Зацепина (1775–1854) в Воронежской духовной семинарии.

В 1833 г. он был приглашен преподавать философию в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где на протяжении долгих лет вел курсы по истории философии, истории послекантовской философии и логике (1844), затем читал лекции по логике и психологии.

В 1950 г. В. Н. Карпов написал программу для университетов Российской империи по истории философии и логике. Стоит отметить, что эта программа прошла жесткую цензуру со стороны Цензурного комитета и была рассмотрена Высочайшим Синодом. Сохранился отзыв прот. Андрея Окунева на программу В. Н. Карпова, посвященную логике. Сохранились также «Записки по логике и истории философии» В. Н. Карпова, которые напоминают учебник по истории философии. В молодости В. Н. Карпов увлекался философией Канта и Шеллинга, но позже его любимым философом стал Платон, сочинения которого он начал переводить с 1841 г. и продолжал эту работу до конца жизни в 1867г. В указанных выше «Записках» философии Платона посвящено 25 с., философской системе Аристотеля 21 с., во всех остальных тематических блоках число страниц не превышает 10-15.

В. Н. Карпов является автором большого числа работ, посвященных разным философским проблемам. В написанном им в 1840 г. труде «Введение в философию» помимо основного содержания его философского учения, часто упоминает имя Григория Саввича Сковороды (1722–1794), который, используя философию Платона, основал свое учение и старался подражать изложению Платона в своих работах. Философия Г. С. Сковороды, несомненно, способствовала становлению платонизма В. Н. Карпова.

Основным трудом по логике является работа «Систематическое изложение логики», изданная в 1856 г. Это объемная книга в 313 страниц, весьма отличная по изложению от компилятивного характера учебников того времени. По мнению историка логики А. С. Маковельского, книга «представляет собой вполне оригинальный труд, в котором некоторые вопросы логики разработаны глубоко и до сих пор сохраняют известное значение (например, его учение о логическом законе тождества)».

Книга написана в период широкого распространения психологизма в логике, в котором обвиняют обычно и В. Н. Карпова. Однако, в разделе «Предварительные понятия» В. Н. Карпов дает ясное разделение этих наук: психологию он относит к реальным наукам, изучающим вещи, а логику — к формальным — изучающим, как и математика, отношения между вещами.

В первой и второй частях книги он рассматривает классические разделы логики, такие как понятие, суждение, умозаключение. Отметим, что здесь впервые после Эйлера в русском учебнике по логике используются (и причем весьма активно) круговые схемы. Третья часть построена как пояснение к предложенному им методу изложения в данной работе. Как отмечал сам В. Н. Карпов, этот раздел построен на синтезе логики и психологии или синтетического и аналитического метода. В нем рассматривается логическое учение о целом как о синтезе форм мышления. Разрабатываемая им «систематика» и объясняет, собственно, название и специфику этого основного логического труда В. Н. Карпова. По В. Н. Карпову эта часть представляет собой «изложение общих чертежей и планов, по которым логическое знание должно быть построено». Аналитике Аристотеля предпочитается диалектика Платона.

Влияние философских идей Платона ощущается в данной работе В. Н. Карпова в первой части в параграфах 10 «Идеальное созерцание» и в 14 «Умозрение». Так как В. Н. Карпов стремится к созданию целостной системы, то он не обходит стороной и гносеологические вопросы при изложении своего видения логики. Он использует идею (εἶδος) в практическом смысле, отождествляя ее с практической идеей, как орган (по аналогии с органами чувств в чувственном познании), через который ум (или ум практический) как сила для идеального созерцания познает истинное и благое в их единстве и тождественности. Идея истины и добра есть идея практическая, которая при этимологическом анализе слова εἶδος, произведенным В. Н. Карповым, отождествляется с образом, и в душе он представляется как образ вечности и бесконечности. Идея, которая порождает этот образ, не входят в сознание человека, но оказывают влияние на сознаваемую им деятельность. Когда человек в своем воззрении касается этого образа, то образ начинает характеризоваться иначе, а именно как присущий уму взгляд (ιδέα) и, тем самым, становится познаваемым через «озарение сознанием». Этот взгляд (или ιδέα) является идеей теоретической. Как уже было сказано выше, единичная идея истины и блага содержится в уме. При переносе ее из ума в область рассудка идея преломляется пространством и временем. Здесь наблюдаются параллели с гносеологией и учением об идеях Платона.

Литература

Карпов В. Н. Систематическое изложение логики. М.: URSS: Либроком, 2011. 328 с.

Карпов В. Н. Сочинения: в 3 т. Т. 1: Введение в философию. Философский рационализм новейшего времени. О самопознании. Жизнь Платона. О сочинениях Платона. Вступительная лекция в психологию / ред. Мозговая Н. Г., Волкова А. Г., авт. вступ. ст. Поперечная Г. А. Метрополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2013. 355 с.


*  Исследование осуществляется при содействии РФФИ ОГОН, проект 15-03-00138а «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ