Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

The Universe of Platonic Thought
Универсум платоновской мысли

27th International Conferecne  ·  XXVII Международная конференция
28 June 2019   St Petersburg, Russia  ·  28 июня 2019   Санкт-Петербург, Россия

Плешков Алексей Александрович, Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ (Москва), заместитель директора, канд. филос. наук

«Образ, который мы назвали временем»: физика и метафизика времени у Платона

Используя характерную для современной философии концептуальную рамку, представления Платона о времени могут быть интерпретированы и как А-теория, и как B-теория. С одной стороны, Платон проводит принципиальное различие трех измерений времени и пишет об особом месте настоящего во временном ряду. Очевидно, что А-свойство «быть настоящим» для него – совсем не то же самое, что и «быть прошлым» и «быть будущим». Кроме того, текучесть и изменчивость – неотъемлемое свойство времени, определяющее различие идеального и вещного. Само создание времени описывается Платоном как независимый от творения объектов этого мира акт. Таким образом, время не может быть понято как некоторая функция объектов мира, но есть качественно отличный от всего его наполняющего «контейнер» или «сетка». Учитывая вышесказанное, Платона можно назвать родоначальником временно́го абсолютизма, предполагающего характерные для А-теории предпосылки. Нет ничего удивительного, что такая позиция называется в литературе «Платонизмом в отношении времени» (Platonism with Respect to Time).
     С другой стороны, в более широком контексте платоновской философии, можно говорить о нереальности времени, ведь временность есть свойство мира становления, и, следовательно, не является чем-то «объективным», также как и не может быть познано. В таком случае само творение времени рассматривается исследователями не как самостоятельный и определяющий этап создания мира, но как аллегорическое описание создания вселенских часов. Эти вселенские часы, теснейшим образом связанные с миром идей, позволяют установить перманентные временны́е отношения, т.е. B-отношения, «до/после» в постоянно изменчивом мире, привнося таким образом относительную стабильность и размеренность в мир становления. В соответствии с таким прочтением Платон, развивая интуицию Парменида об иллюзорности времени, впервые разрабатывает концепцию времени в духе B-теории.
     Безусловно, интерпретация взглядов и идей Платона должна быть произведена вне зависимости от ограничений современной философии и понята в ее собственном идейном и понятийном горизонте. Тем не менее, обращение к современным дискуссиям играет важную методологическую роль, т.к. позволяет достичь большей аналитической ясности, сориентировать в исследовательских задачах и возможных интерпретационных стратегиях. Кроме указанного методологического значения, удержание в поле исследовательского внимания современных проблем философии времени позволяет включить Платона в актуальную дискуссию. Я уверен, платоновская философия может дать импульс для переосмысления доминирующей концептуальной рамки.
     


Платон, философия времени, А- и B-теории времени, физика и метафизика


© Платоновское общество, 2019 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ