НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
МАТЕРИАЛЫ 2-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 94
Д. А. Бабушкина
АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ "ЗАБОТЫ О СЕБЕ": ОБЪЕКТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(ПЛАТОН И ПЛОТИН)
Наследие античной философии актуально и в настоящее время. Платоновская
традиция позволяет нам более корректно поставить проблему субъекта,
очертить круг производных вопросов и прояснить основные понятия, с ними
связанные. Ключевую роль в теме становления субъекта играет понятие
"забота о себе" (epimeleia seautou). Первым этапом развития понятия Фуко
считал сократовско-платоновский период, когда практика заботы о себе
рассматривалась как познание самого себя (gnothi seauton). Дефиниция
самопознания как познания особого рода требует определения объекта/субъекта
и предполагает два вопроса: 1) что есть "самость", о которой должна
осуществляться забота (самопознание прочитывается как становление собой);
2) что значит познавать себя (как происходит самопознание)? Фактически так
Платон ставит в "Алкивиаде I" проблему "заботы о себе", и первое что
требует определения - объект/субъект самопознания.
1. собой. Разыскание "самости" у Платона
оборачивается указанием на "самое само" человека. Познание "самости"
протекает по схеме через определение и отсечение всего того,
что не является самостью человека. Такого рода редукция необходима как
условие концентрации на самом себе. Ее результатом становится указание на
сущность ("самость") человека. В самом общем смысле она определяется как
то, чему нечто принадлежит, или то, что чем-то владеет. Самость человека, по
Платону, - разумная, божественная часть души (133c), которая понимается не
просто как "душа-сущность", но как "душа-субъект" (Фуко),
управляющая/пользующаяся телом (129-130a). Помимо "самости" (129b)
Платон различает "принадлежность", которой очерчивается круг вещей,
относящихся к самости по принципу соответствия (128), и "имущество" как
сферу случайного обладания (131c) - три рода вещей, искусство заботы о
каждом из которых задается их сущностью.
Рассуждения Плотина о различии субстанции и качеств (II.6) позволяют
рассмотреть заявленную Платоном проблему более детально и в несколько
иных терминах. Возможно спроецировать границу между "самостью" и
сферой собственного, проведенную Платоном, на границу между сущностью и
привходящим и переформулировать вопрос о том, что есть я (как человек)
(Платон), в вопрос, что есть такое сущее как человек. Здесь редукция - схема
познания самости - имеет своим результатом определение: человек есть такое
сущее, сущность (субстанциальное отличие) которого есть субъект (ср. VI.7). На
основании трактата II.6 можно вывести схему перехода от чувственной
конкретности к умопостигаемой, которая в перспективе поиска самости,
прочитывается как путь к сущности. Различая два вида качеств -
субстанциальное различие ("тамошнее", которое отличает одну сущность от
другой) и акциденцию ("здешнее", сфера привходящего) (II.6) Плотин
позволяет продолжить редукцию и определить, что есть сущность человека.
Субстанциальное отличие можно назвать качеством вещи,
акциденцию - Сущность определяется по собственному
качеству, которое, в свою очередь, можно уточнить только если отсечь все
привходящее.
2. По сути дела, Платон определяет самопознание как
познание себя через иное, поскольку душа, вглядываясь в себя, должна узреть в
себе подобие божества, через которое познать, что она есть (Alcib.I. 132-133с):
разумная часть души есть подобие божества.
Плотин продолжает платоновскую линию интерпретации самопознания (см.
V.3, V.6, VI.7). Можно предположить, что Плотин говорит об иерархии
самопознаний в соответствие с тем, как что душа познает себя. Душа может
позвать себя как рассудок (to logizomenon) или "дискурсивный разум"
(который есть часть души) и как ум (который не есть часть души, но которым
душа может обладать) (V.3.2). В первом случае душа познает лишь границы
своих функциональных возможностей (V.3.3) как познавательной способности,
обращенной на внешние предметы (в полной мере программу такого
самопознания осуществил Кант "Критикой чистого разума"). Во втором -
познает себя как субъект мышления. Познание души самой себя как ума
возможно благодаря тому, что разумная часть души есть "образ ума" и
наиболее причастна божественному (ср. Alcib.I. 133с) и обращена на ум (V.3.9).
Концепцию самопознания Плотина можно выразить через категорию
сообразности: души сообразно познанию
себя ума (V.3.6). Для этого душе необходимо: обладание умом; редукция себя
к мыслящему субъекту ("возвышение до ума") (V.3.4) и умное (сообразное)
созерцание себя. Душа познает себя той частью, которая наиболее причастная
божественному. Согласно тексту Плотина, можно представить такой вариант
редукции: (1) умное отделение от Я тела (того, что Платон назвал бы
принадлежностью), после чего отделение (2) пластической или организующей
(plattousa psyche), (3) ощущающей и (4) страстной ("желания, гнев и все то
нечистое, что влечет вниз к земле") частей души (V.3.9) (ср. о "видах"
души: Plato Resp. 439b-443e). То, что остается в результате этой редукции, и
есть божественная часть души. Созерцая ум, душа познает принцип истинного
самопознания. Самопознание ума - высший принцип мышления (V.6.1), само
мышление как деятельность (V.3.6-11). Соответственно, познав себя как
рассудок, и обращаясь к уму, душа познает себя таким же образом, как это
делает ум: смотрит непосредственно в себя, в свою самость. Возвысившись до
ума, душа не становится тождественна ему, но становится тем, что обладает
умом или мыслит как ум. Душа предстает подлежащим мышления: не
мышление составляет ее сущность (иначе она была бы умом), но она становится
субъектом мышления, которое мыслит не нечто внешнее (рассудок), но самого
себя. В акте самопознания душа обнаруживает себя как субъект и становится
субъектом.
Дина Александровна -
аспирантка философского факультета СПбГУ
©СМУ, 2003 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ