Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ IX

А.Д. ПАНТЕЛЕЕВ

Из истории Александрийской школы

В нашем сообщении нам хотелось бы дать краткий очерк развития Александрийской школы. Всем известно, какую роль сыграло это учебное заведение в истории раннего христианства: с ним неразрывно связаны имена таких отцов Церкви, как Климента и Оригена, посещать его считалось незазорным даже для язычников и во многом благодаря ему Александрия стала одним из трех основных центров христианства. Основным источником для изучения истории Александрийского училища является "Церковная история" Евсевия Кесарийского. Он говорит: "По древнему обычаю, в Александрии имеется училище, где преподается священное Писание. Оно существует и доныне, и мы слышали, что им ведают люди, сильные в слове и ревностные в изучении Божественного" (HE V,10). Это замечание, как считает ван ден Брок, демонстрирует, что Евсевий не имел достоверной информации о положении школы в свое время и вызывает вопрос о том, насколько хорошо Евсевий был информирован о ее прошлом. В своей статье, посвященной александрийской школе во II-III вв., он ставит следующие вопросы: "Что ему было известно точно, а что он просто додумывал? Вообще, существовала ли школа как установившийся институт обучения и образования? Или же в Александрии были только независимые учителя?". Для того, что бы ответить на эти вопросы, нужно осветить несколько аспектов истории училища. Во-первых, можно ли говорить о некоем преемстве учителей, которые были учениками своих предшественников и воспитали преемников, подобном тому, что мы наблюдаем при изучении античных философских школ? Согласно Евсевию, Ориген был учеником Климента, который, в свою очередь, был учеником и преемником Пантена (HE, VI,6). Евсевий точно не говорит, что Ориген наследовал Клименту, но это можно заключить из того, что Климент возглавлял школу до преследования 202 г., а Оригену было 18 лет в то время, когда он в 203 г. стал главой "огласительного училища" (VI,3,3). Это же преемство, от Пантена до Оригена, содержалось и в ныне утраченной "Апологии Оригена", о чем нам сообщает "Библиотека" Фотия (Cod. 118). Но Фотий сообщает и кое-что новое о учителях Пантена: он говорит, что он был учеником тех, кто знали апостолов и он сам слушал некоторых из апостолов.

Другую традицию об учителях александрийской школы доносит до нас Филипп Сидет. Он приводит список лиц, возглавлявших школу, от Родона, ученика апологета Афинагора, до Дидима Слепца (конец IV в.) (HE XXIV). Этот список показывает, что к началу V в. преемство александрийских учителей возводилось, как минимум, к середине II в.

Тем не менее, представление о христианской школе с четким преемством является вымыслом приблизительно 20-х гг. III в. Ориген никогда не упоминает своего предшественника Климента: упоминание Евсевием обучения Оригена у Климента - всего лишь его предположение.

То, что и Климент не воспринял существующую школу, становится ясно, как только мы обращаемся к положению учителя в христианской церкви. До прибытия в Александрию Климент занимался с христианскими учителями в Греции, Сирии и Палестине. Как говорит Климент, все его учителя (он уважительно называет их oiJ presbuvteroi) были учениками апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Павла и, таким образом, он сам является носителем чистой апостольской веры (Strom. I,11,3). Похоже, что именно отсюда и берет исток традиция, связывающая Пантена и с учениками апостолов, и даже с самими апостолами.

Особого внимания здесь заслуживает то, что Климент говорит здесь о апостольском преемстве не епископов, а учителей. К тому времени идея апостольского преемства для доказательства авторитета епископской власти была распространена повсеместно, и Климент использовал это понятие по отношению к учителям. Кажется, это можно объяснить спецификой египетского христианства, где учителя играли очень большую роль, хотя они были не клириками, а мирянами. Такое положение и претензии на апостольское преемство неизбежно вели к столкновению с александрийским епископом, в результате которого епископ победил, а Ориген был вынужден покинуть город.

Нам кажется, что самых знаменитых христианских учителей, как православных, так и гностических, следует рассматривать именно так. В них жила твердая уверенность в том, что они не только продолжают апостольскую традицию, но и их вдохновляет тот же дух, что вдохновлял и апостолов. Они были харизматическими учителями, а не преподавателями, которые читали курсы по известной программе. Это отнюдь не преуменьшает того, что некоторые из них очень глубоко знали греческую культуру и философию. Тем более это не отрицает того, что александрийские христиане были достаточно образованными людьми: уже во втором веке в Александрии существует скрипторий, который тиражирует библейские тексты и основывается на методах критики текста александрийских филологов; эти традиции продолжает Ориген своими "Гекзаплами". Наверное, можно предположить существование во 2-й половине II в. кружка библейских ученых, которые были хорошо знакомы друг с другом и вместе пытались интегрировать христианскую веру и греческую культуру. Они могли усвоить некоторые типично александрийские взгляды (например, что Писание имеет более глубокий смысл, который может быть постигнут только с помощью аллегорической интерпретации). Но в то время не существовало школы в строгом смысле этого слова.

Она появляется лишь в 20-х гг. III в. Во время преследования префекта Аквилы (206-210/211 гг.) все учителя покинули город; тогда и началось преподавание Оригена, бывшего в то время преподавателем литературы. Когда гонение окончилось, епископ Деметрий одобрил деятельность Оригена и поручил ему деятельность по оглашению (Eus. HE, VI,3). Но это училище не стоит рассматривать как простой огласительный институт. Ориген делит своих учеников на 2 группы, и с этого момента он преподает только студентам, прошедшим начальный курс обучения под руководством "некоего Геракла, человека вообще очень разумного и не чуждого философии" (Eus. HE, VI,15). По Евсевию, Ориген ввел для наиболее одаренных учащихся геометрию, арифметику и другие подготовительные науки, а затем изучал с ними учения различных философских школ и комментировал их сочинения. П.Нотин пытался доказать, что этот рассказ не имеет никакого исторического обоснования, а Евсевий ориентировался на то, что было ему известно о деятельности Оригена в Кесарии. Его главным источником была "Похвала Оригену", обычно приписываемая Григорию Чудотворцу. Согласно этой прощальной речи, произнесенной около 245 г., Ориген следовал программе, состоящей из 5-ти ступеней:

1) период морального очищения
2) диалектика как наиболее полезная часть логики
3) физика, включая геометрию и астрономию
4) этика
5) теология.

Этот круг основывается на стоическом разделении философии на логику, этику и физику; есть параллели этому и в трудах Филона. Вовсе не очевидно, говорит Нотин, что Ориген в Александрии, будучи катехуменом, ввел такую систему образования - от наставлений до крещения до теологии. С этим можно не согласиться. Товарищ Оригена Геракл занимался преподаванием начатков христианства, но вряд ли такой человек, как Геракл, отвечал только за начальное обучение. В таком городе, как Александрия, с быстро растущей христианской общиной, существовало значительное количество таких учителей. Геракл же был известным философм, который продолжил носить свой плащ даже после того, как он стал членом александрийского клира. Юлий Африкан в своей "Хронографии" пишет, что что он предпринял путешествие в Александрию, привлеченный славой Геракла, да и сам Ориген говорит, что он "не перестает по возможности заниматься эллинскими науками" (Eus. HE, VI,19). Мы вполне можем предположить, что он прподавал логику, физику и этику, в то время, как Ориген оставил для себя толкование Библии и теологию. Работы Оригена александрийского периода, например, "О началах" и "Комментарий на ев. от Иоанна" демонстриуют как раз эти аспекты его деятельности.

После того, как Ориген покидает Александрию в 234 г., связь между церковью и школой становится настолько тесной, что два преемника Оригена, Геракл и Дионисий, становятся епископами. Глава школы был церковным функционером, но епископы давали ему право занимать независимое положение. До самого конца школы они были настоящими учеными, одинаково хорошо разбиравшимися и в христианской теологии, и в эллинских науках. Дух Оригена оставался жив в его последователях - Дионисии, Теогносте и Дидиме Слепце. После смерти Дидима школа перестает существовать. Епископ Теофил (385-412), явный противник язычества и греческой культуры, не долго терпел занятия теологией и окончательно и полностью подчинил себе школу.


©СМУ, 2001 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ